Большинство проблем, на которые жалуются обладатели кредитных карт и которые находят свое отражение в многочисленных негативных отзывах на тот или иной банк, часто связаны не с особенно “злодейской” политикой кредитного учреждения, а с банальной финансовой неграмотностью нашего населения. Несмотря на то, что банковские карточки появились в России уже достаточно давно, многие владельцы кредиток продолжают допускать одни и те же ошибки и “наступать на одни и те же грабли”.
Чаще всего, с проблемами сталкиваются новые клиенты – они “обжигаются” на кредитных картах в самом начале и перестают их использовать потом, лишая и себя удобного финансового инструмента, и других, которых они настраивают против кредиток на различных банковских форумах.
Вместе с тем, в кредитных картах нет ничего страшного. Да, они могут обладать некоторыми недостатками, но “минусы” всегда компенсируются другими достоинствами. Давайте разберемся, на что чаще всего жалуются недовольные клиенты и из-за чего появляются все эти проблемы.
Получение кредитки в самый последний момент
Человек в крайней нужде – худший заемщик. Во-первых, он готов соглашаться с любыми вариантами, не раздумывая и не вникая в суть. Во-вторых, ему кажется, что все просто обязаны придти к нему на помощь. И в-третьих, со стороны он всегда выглядит ненадежным партнером.
Однако, решение об оформлении кредитной карты многие принимают в самый последний момент, когда срочно нужны деньги, причем, нужны сразу и много. Для этого просматриваются все доступные предложения, подается большое количество заявок как в электронном, так и письменном виде. После чего эти люди начинают ждать исполнения всех своих желаний и очень удивляются, даже обижаются, когда банки либо отказывают им, либо предлагают очень маленькие кредиты под очень большие проценты. После этого и появляются отзывы о “банках-мошенниках”, которые сначала обнадежили, а потом предложили не кредит, а “сплошное издевательство”.
Что ждет банк от заемщика? Стабильных доходов, хорошей кредитной истории, крепкого финансового положения, отсутствия проблем с деньгами. А что видит на самом деле? Часто человека в трудной ситуации, которому нужны деньги, но у него нет стабильной работы, зато есть другие долги. Не удивительно, что выгодный кредит такому заемщику не дают.
Чтобы даже в трудной жизненной ситуации оказаться владельцем хорошей кредитки с большим лимитом, надо оформить ее тогда, когда у вас все просто прекрасно. В этом случае вы сможете заблаговременно наработать имидж постоянного клиента в банке, получить выгодные условия обслуживания и всегда иметь при себе заначку на “черный день”. Заводите кредитную карту, когда она вам не нужна, тогда она окажется у вас и в то время, когда понадобится уже по-настоящему.
Невнимательное чтение условий кредитного договора
Сказать, что банки не “хитрят” в работе с клиентами, было бы неправдой. Часто они стараются пропихнуть в договор не очень выгодные для заемщика, но очень прибыльные для себя условия и тарифы. И самым популярным способом увеличить ваши ежемесячные платежи являются такие услуги, как различные виды страхования и SMS-информирование.
Конечно, потребность в этих услугах можно объяснить заботой о клиенте – страховка позволяет защитить себя от риска потери платежеспособности в будущем, а SMS-сервис дает возможность всегда быть в курсе операций с картой, чтобы предохраниться от мошенников. Но правда также и в том, что вероятность наступления этих событий крайне мала, а для сохранения денег на карте есть и другие, чаще всего бесплатные способы (3D-Secure и мобильный банк для контроля, например).
Так вот, банки не могут заставить всех клиентов подключать эти необязательные услуги, поэтому они активируют их по умолчанию, а чтобы от них отказаться надо либо поставить галочку в неудобном месте текста договора или даже отправить специальную заявку в банк после активации карты. Если этого не сделать, то каждый месяц у вас будут списываться лишние деньги со счета, часто сравнимые с размером минимального платежа, а срок возврат долга значительно увеличится. Как результат – жалобы на большие платежи по кредиту и невозможность быстро вернуть долг.
Чтобы не платить банку лишнего и снизить размер ежемесячных платежей, внимательно читайте тарифы и сам договор перед оформлением карты и смело отказывайтесь от всех дополнительных платных услуг. Даже если для этого надо еще раз посетить банк или сделать звонок в службу поддержки, не поленитесь и вы сохраните собственные деньги.
Получение наличных с кредитной карты
Кредитная карта и кредит наличными – совершенно разные вещи. Об этом говорят и пишут во всех специализированных журналах и на многочисленных сайтах, но люди по-прежнему используют кредитки для снятия наличных денег, причем, сразу всех, что есть на счете. И платят за это большую комиссию, часто даже не догадываясь об этом.
Между тем, кредитная карта – это, прежде всего, наличие беспроцентного периода на безналичные платежи и возобновляемая сумма кредитного лимита. Вот ее главные преимущества, возможность быстро вернуть деньги без уплаты процентов и многолетнее пользование одними и теми же деньгами при условии их постоянного возвращения на карту. Снятие наличных денег в преимущества кредитной карты не входит.
А самая распространенная проблема – это когда оформившие кредитку люди тут же снимают с нее все деньги, при этом удивляясь почему их меньше, чем указано в лимите (разницу “съедает” процент за обналичивание). Потом благополучно их используют и возвращают только ту сумму, что получили на руки. Гневно спрашивая, откуда на карте лишний долг (а чаще всего, еще и штрафы с набежавшей пеней).
Не используйте карту для получения наличных средств, если не хотите прибавить к вашему текущему проценту по кредиту еще и комиссию банкомата. А если наличные все-таки пришлось снять, возвращайте банку полную сумму долга, с учетом всех дополнительных процентов и платежей.
Расходование всей суммы кредитного лимита без планирования будущих доходов
Наличие кредитной карты – хорошая возможность всегда быть при деньгах, но быть при деньгах – это не одно и тоже, что “потратить все деньги сразу”. Распространенная проблема многих заемщиков – почти 100-процентное исчерпание кредитного лимита, без оглядки на доходы в будущем. Однако, возвращать долг банку придется уже через месяц.
Некоторые банки устанавливают 3-процентный минимальный платеж, некоторые – 5-процентный, а некоторые – даже 10-процентный. Это означает, что вернуть долг по карте надо будет в течение одного года, и если на карте большая задолженность, то довольно существенными ежемесячными платежами. Представьте, что такое 5 или 10 процентов от полностью потраченного 200-тысячного лимита.
И если у вас резко сократятся доходы, снизится зарплата или, чего хуже, вы потеряете работу, то оплачивать задолженность по карте все равно придется. Банк, конечно, может пойти навстречу и реструктуризовать долг, но вовсе не обязан это делать. И обижаться на него не следует – подписывая кредитный договор вы обязались не только потратить деньги с карты, но и вернуть их, когда подойдет срок, что бы ни случилось.
Чтобы не ставить ни себя, ни банк в неловкую ситуацию, старайтесь аккуратно расходовать средства кредитного лимита, оставляя себе запас прочности даже на случай изменения вашего финансового положения. Не занимайте новую сумму, если не можете расплатиться по старым долгам. Кредитка – удобная вещь, и пусть она будет вам верным помощником, а не камнем, тянущим на дно.
Неправильные платежи по кредиту
Другая распространенная проблема, из-за чего возникает много жалоб на банки и кредитные карты – это слова “я все плачу как надо, а долг не уменьшается, а растет”. Сразу скажем, такого не может быть по определению. Если на кредитной карте правильно оплачивать задолженность, то эта задолженность всегда будет уменьшаться. Если платить не правильно – слишком мало или не в срок – задолженность может уменьшаться медленно, а то и увеличиваться.
Чаще всего источником такой неприятности выступают несвоевременные платежи по кредиту – слишком поздно или через какой-то непривычный способ, который оказывается не таким оперативным как надо (типа Почты России). А даже однодневная просрочка платежа – это нарушение сроков, штраф и все вытекающие негативные последствия. Чаще всего проблема появляется, когда люди платят не сами, а просят знакомого человека или родственника – знакомый ошибается во времени или в способе, а платить за ошибку приходится им самим.
Еще одним моментом, порождающим негатив по отношению к кредитным картам, является приверженность к минимальному платежу. Заемщикам нравится, что каждый месяц можно делать только минимальный внос в размере нескольких процентов, да и банки это поддерживают. В результате, возвращение долга растягивается на годы, а на форумах появляются сообщения: “мой знакомый взял у банка пару тысяч рублей и не может выплатить второй год”. Но дело в том, что если платить минимальными платежами, то они почти полностью будут уходить на проценты, а сам долг будет гасится еле-еле, вполне возможно, что и не один год.
Чтобы не попадать в “долговую яму” оплачивайте долг на кредитной карте регулярно, лучше с запасом по времени, еще лучше – укладываясь в беспроцентный льготный период. А к минимальным платежам прибегайте редко, в крайнем случае, старайтесь платить как можно больше – тогда вы быстрее рассчитаетесь по долгам и отдадите меньше процентов за использование банковских денег.
Таким образом, если вы научитесь избегать все озвученные проблемы, то навсегда забудете о возможном негативе, связанном с кредитными картами. И вас больше начнут интересовать их положительные стороны: скидки, бонусы, специальные условия обслуживание и многое другое, за что кредитки так популярны во всем мире.
У меня кредитная карта появилась 4 года назад и самая главная ошибка, которую я совершила, это неправильно прочитала условия льготного периода. В результате в первый же месяц попала на проценты.
Главные ошибки при использовании кредитной карты заключаются в том, что что неправильно пользуются льготным периодов, в то время на карту тикают проценты.
Когда у меня появилась кредитная карта, самой главной ошибкой было то что я как о сняла деньги, и за снятие мне пришлось заплатить процент. Сейчас я только ей расплачиваюсь.