Справка о доходах – самый главный для кредитных учреждений документ, на основании которого они делают вывод о финансовом состоянии и платежеспособности заемщика. Для получения кредитной карты в некоторых банках можно обойтись без справок о зарплате, подтвердив свои доходы косвенно, однако, наличие такой справки всегда положительно сказывается на индивидуально устанавливаемом тарифе. Чем выше официальные доходы будущего клиента, тем более выгодные кредитные условия (по процентам и доступным лимитам) ему будут предложены.
Справка может принимать несколько возможных форм, а также может носить официальный или полуофициальный характер. Различные банки могут принимать от заемщика либо все виды справок, либо требовать только определенные.
Справка о доходах по форме 2-НДФЛ
Самый официальный и надежный документ. По своей сути, это не справка для банка, а стандартная форма налоговой отчетности предприятия перед Федеральной налоговой службой о начисленной и выплаченной работнику зарплате, предоставленных ему налоговых вычетах и удержанном подоходном налоге. Справка такого типа имеет строгую единообразную форму заполнения и принимается всеми банками без исключения.
В справке 2-НДФЛ указываются: сведения об организации-работодателе, данные сотрудника, помесячный доход за несколько месяцев, все стандартные налоги и вычеты, общая сумма всех доходов и налогов. Форма подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.
Для получения такого типа справки надо обратиться в бухгалтерию своего предприятия. Если у человека имеется несколько работодателей, можно получить справку в каждом месте официального трудоустройства.
Преимущества справки 2-НДФЛ: банк может легко проверить подлинность указанных доходов – неквалифицированная подделка справки выявляется ошибочным заполнением сложных полей формы и некорректным расчетом налогов и вычетов, кроме того, справку можно официально проверить в налоговом органе.
Недостатки справки 2-НДФЛ: на основании этого документа банк не может 100-процентно определить уровень доходов заемщика, поскольку на большом количестве предприятий используются “серые” схемы начисления зарплаты, к тому же справка касается только последнего места работы.
Справка о доходах по форме банка
Второй по популярности документ для подтверждения доходов заемщика. Используется в том случае, если в организации, где работает клиент, часть заработной платы выплачивается неофициально. Форму такой справки каждый банк разрабатывает самостоятельно, определяя нужные для него сведения.
В справке по форме банка обычно указываются: сведения об организации-работодателе на фирменном бланке, имя и должность сотрудника, общий трудовой стаж на данном предприятии, срок истечения трудового контракта, общий доход за последние несколько месяцев, а также доходы с разбивкой по месяцам. Форма подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером и заверяется печатью.
Для получения такого типа справки надо обратиться к руководству своего предприятия. Иногда банки предоставляют пустую форму, которую надо просто правильно заполнить и официально заверить.
Преимущества справки по форме банка: на основании документа банк может получить сведения обо всех доходах заемщика, даже не совсем официальных, кроме того, заполнение справки не требует квалифицированного бухгалтера, ее может сформировать сам руководитель предприятия или другое ответственное лицо.
Недостатки справки по форме банка: поскольку документ не является формой строгой отчетности, его невозможно проверить, и 100-процентно подтвердить подлинность указанных доходов, а некоторые руководители отказываются подписывать неофициальные документы, опасаясь возможных наказаний.
Справка о доходах по форме работодателя
Самый редко используемый документ для подтверждения доходов заемщика. Используется, если в организации, где работает клиент, часть заработной платы выплачивается неофициально, и только в том случае, если предприятие-работодатель отказывается заполнять специальную банковскую форму. Справка не имеет четко прописанной структуры и принимается ограниченным количеством банков.
В справке по форме работодателя могут указываться: сведения об организации-работодателе, имя и должность сотрудника, общий доход за последние несколько месяцев, а также доходы с разбивкой по месяцам. Форма подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.
Для получения такого типа справки надо обратиться к руководству своего предприятия.
Преимущества справки по форме работодателя: на основании документа банк может получить сведения обо всех доходах заемщика, даже не совсем официальных, кроме того, изготовление справки, вид которой определяет сама организация, происходит в максимально короткие сроки.
Недостатки справки по форме работодателя: поскольку документ не является формой строгой отчетности, его невозможно проверить, и 100-процентно подтвердить подлинность указанных доходов, кроме того, сведений в справке может оказаться недостаточно для кредитного отдела банка, также не стоит забывать, что некоторые руководители отказываются подписывать неофициальные документы, опасаясь возможных наказаний.
Справка о доходах является способом прямого подтверждения финансовой состоятельности, но кроме нее, существуют и другие, более косвенные, способы подтверждения доходов заемщика. Например, договор с работодателем или трудовой контракт, копия трудовой книжки, выписка по счету из любого банка, где наблюдается регулярное поступление денежных средств, а также различные документы об обладании собственностью и регулярных затратах.